Этапы работы над проектом
|
Цели и задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность родителей
|
1. Погружение в проект
|
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе
совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над
проектом.
|
Отбирает возможные темы и предлагает их
учащимся.
Побуждает
у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает
сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует
учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует
поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.
Консультирует
учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их
формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и
навыки.
|
Осуществляют
вживание в ситуацию.
Обсуждают
тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают
дополнительную информацию.
Определяют
свои потребности.
Принимают
в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта
и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального
способа достижения цели проекта;
•
личностное присвоение проблемы.
Формулируют
(индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
|
Помогают в выборе тематического поля, темы; в
формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
|
2. Планирование
деятельности
|
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием
перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора
и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов
проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки
результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами
группы.
|
Направляет
процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить
круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает
учащимся:
• различные варианты и способы хранения и
систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач
проекта;
• продумать возможные формы презентации
результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и
процесса.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует
процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
|
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ
информации;
•
разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев
оценивания результатов и процесса.
Продумывают
продукт групповой и/или индивидуальной
деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного
этапа работы.
|
Консультируют
в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе
способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана
предстоящей деятельности.
|
3. Осуществление
деятельности по решению проблемы
|
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная
работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения
полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное
время).
|
Наблюдает,
советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует
соблюдение правил техники безопасности.
Следит
за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
|
Выполняют
запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном
режиме.
При необходимости
консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют
промежуточные обсуждения полученных данных в
группах.
|
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе
информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
|
4. Оформление результатов
|
Цель – структурирование полученной информации и интеграции
полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
|
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Помогает
в обеспечении проекта.
Мотивирует
учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную
важность достигнутого.
|
Оформляют проект, изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном
анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект,
выясняют причины успехов, неудач.
Проводят
анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
|
Наблюдает, советует.
Помогает
в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся,
создает чувство успеха.
|
5. Презентация результатов
|
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
|
Организует
презентацию.
Продумывает
и реализует взаимодействие с родителями.
При
необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и
оформления портфолио.
Репетирует
с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает
в качестве эксперта.
Принимает
отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать,
обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном
моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
|
Выбирают
(предлагают) форму презентации.
Готовят
презентацию.
Продолжают
оформлять портфолио.
При
необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют
защиту проекта.
Отвечают
на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают
в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания
(при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев
оценивания результатов и процесса.
|
Консультируют
в выборе формы презентации.
Оказывают
помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве
эксперта.
|
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
|
Цель – оценка результатов и процесса проектной
деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности.
|
Оценивает
усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные
возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.
Наблюдает,
направляет процесс.
|
Осуществляют
оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
•
коллективного обсуждения;
•
самоанализа.
|
Консультируют в оформлении
отчета.
|